четверг, 13 ноября 2014 г.

Безграничное торжество любви


Из всех женщин ХХ столетия мать Тереза вызывает наибольшее восхищение. Ее имя еще при жизни стало синонимом исключительной доброты, жертвенности и сострадательности. Примером личного милосердия она бросила вызов эгоизму, беспечности и равнодушию к нуждам обездоленных людей. После ее подвига идеи благотворительности и подвижничества стали актуальны, как никогда раньше.

Голодным она давала хлеб, жаждущим – воду, плачущим вытирала слезы, больным перевязывала раны, умирающим дарила улыбку и последний поцелуй. Делала неустанно с раннего утра и до позднего вечера свыше пятидесяти лет.

Незадолго до смерти у матери Терезы спросили: “Были ли в вашей жизни выходные или праздники?” “О, да! – ответила она. – У меня каждый день – праздник!”


Рождение Агнес

26 августа 1910 года, на окраине Европы, в маленьком османском городке Ускупе, расположенном у подножья Балканских гор, на улице Власка родилась девочка, которую назвали Агнес. Родители Агнес – Никола и Драна Бояджиу – были албанцами и принадлежали к небольшой католической общине.

Агнес была младшей дочкой, третьим по счету ребенком в семье Бояджиу. Из-за своего легкого, милого характера, маленькая розовощекая Агнес была всеобщей любимицей. В семейном кругу ее прозвали “Гонджа”, что в переводе с албанского означает “бутон цветка”.

Мать Агнес была чрезвычайно набожной и доброй женщиной. Раз в неделю она брала с собой детей и вместе с ними навещала в городе больных, относя им еду и одежду. Из-за ее милосердного сердца в доме постоянно находили приют нищие. Драна хотела, чтобы ее дети выросли чуткими к человеческой нужде и учились любить ближних. Позже мать Тереза вспоминала, что в детстве принимала людей, которые регулярно обедали с ними за одним столом, за родственников и лишь потом поняла, что мать одевала и кормила совершенно незнакомых людей.

Агнес едва исполнилось девять лет, когда умер отец. Она тяжело переживала внезапные перемены привычной для нее жизни.

Благодаря влиянию молодого хорватского викарного священника и миссионера Франьо Джамбрековича, Агнес постепенно готовилась к своему будущему служению среди беднейших людей Индии. Этому способствовали регулярные рассказы отца Джамбрековича о миссионерском служении христиан в далеких странах. Свидетельства и энтузиазм духовного наставника готовили почву сердца Агнес для семян призвания на служение.

Однако решение давалось ей очень нелегко! Во-первых, у Агнес были серьезные проблемы со здоровьем. Она часто простужалась и много кашляла. От десяти до восемнадцати лет Агнес приходилось часто жить в горах и лечить различные болезни дыхательных путей. Поэтому окружающим было сложно представить себе ее в качестве миссионерки в далеких странах, наполненных болезнями и эпидемиями. Во-вторых, после окончания школы Агнес очень преуспела в музыке и поэзии. Несколько ее поэм даже опубликовала местная газета. Она была хорошим организатором, и в голове у нее зрело множество планов. Внутри нее шла ожесточенная борьба между желанием реализовать себя в творческой жизни и желанием служить бедным.

В-третьих, как и у любой девушки ее возраста, у нее возникали вполне реальные и понятные мечты о создании семьи. В женихах у молодой симпатичной Агнес недостатка не было. Один из них, Лоренцо Энтони, даже предлагал ей руку и сердце. Когда в октябре 1981 года австралийский журналист в интервью у матери Терезы спросил, не было ли у нее искушения выйти замуж и иметь детей, та ответила: “Конечно было. Однако это моя жертва. Это подарок, который я даю Богу”…


Когда в 1928 году, семья и близкие друзья провожали ее в далекий миссионерский путь, среди прочих на перроне стоял расстроенный Лоренцо Энтони. которого до последнего не оставляла надежда жениться на Агнес. На прощанье Лоренцо подарил Агнес авторучку, которой она потом писала много лет и которую сохранила до конца своей жизни.


Рождение матери Терезы

Индия занимает седьмое место в мире по площади и второе место в мире по численности населения. Насущной проблемой страны является высокий уровень бедности и неграмотности населения. Ее жители нищи, подвержены страшным болезням и исповедуют религию, которая уничтожает их не только духовно, но и физически.

Приняв окончательный монашеский обет, Агнес выбрала имя “Тереза” в честь французской монахини-кармелитки Терезы де Лизье. С новым именем она начала новую жизнь в трущобах, - «служить самым беднейшим из бедных». Калькутта – город, в котором люди рождаются, живут и умирают на кучах мусора. Это конгломерат невероятной нищеты и болезней.

Целыми днями мать Тереза ходила по улицам города, время от времени прося подаяние. В заброшенном доме среди мусорных куч и макулатуры она основала школу-лазарет для нищих детей. Туда она приносила младенцев, найденных в мусорных ящиках, маленьких инвалидов и сирот. Часто прохожие могли видеть, как она разгребала мусорные кучи в поисках младенцев. Так возник дом для умирающих под названием “Нирмал Хридэй” (с инд. “Чистое сердце”), который стал центром благотворительной деятельности матери Терезы.

7 октября 1950 года, мать Тереза открыла миссию сестер милосердия. Готовность к служению в миссии мать Тереза определяла безошибочно – по улыбке тихой радости, отражающей душевную собранность и покой.

В обязанность сестер входило прикасаться даже к самым заразным больным и делать это с любовью. Чтобы работать в “Нирмал Хридей”, необходимо было иметь закаленную душу и непобедимую веру. Сама мать Тереза показывала пример самоотверженной любви, собственноручно обмывая и перевязывая смертельно больных прокаженных людей. Стараясь ничем не выделяться среди других, мать Тереза настолько придерживалась графика работ, что даже чистила уборные, мыла полы и стирала белье, когда подходила ее очередь.

Как-то журналист, наблюдавший за матерью Терезой, в то время, когда она тщательно и с любовью обмывала гниющего прокаженного, воскликнул: “Я бы не сделал этого и за миллион долларов”.

– За миллион я бы этого тоже, наверное, не сделала, – невозмутимо ответила мать Тереза, – только из-за любви к Богу!



Рождение Нобелевского лауреата

Первые 20 лет служения матери Терезы прошли относительно незаметно. Однако, после выхода фильма «Something Beautiful for God», который был показан на британском канале ВВС в 1969 году, мать Тереза стала знаменитостью. С разных уголков планеты в Индию стали поступать письма, отзывы, пожертвования, приглашения. Великие люди мира сего стали искать ее дружбы и благосклонности, чтобы завоевать популярность.

Миссия, которая начала свое существование в 1949 году и состояла из двенадцати человек, разрослась настолько, что в год смерти ее основательницы в 127-ти странах мира насчитывалось более 600 приютов для умирающих и больных, в которых работало около 30000 сотрудников. Один за другим открывались филиалы миссии в Италии, Австрии, Австралии, Венесуэле, Африке, на Цейлоне, Шри-Ланке и даже на Кубе.

Сразу же после выхода фильма последовал целый ряд отличительных премий и наград от различных ведомств и государств: Ватиканская премия Мира имени Иоанна XXIII, индийская государственная премия имени Джавахарлала Неру, знак отличия от британской королевы Елизаветы II, премия “Доброго самарянина” в Бостоне, награда американского Конгресса, Темплтоновская премия “за укрепление веры по всему миру”, итальянская премия Бальцано “за наиболее выдающиеся заслуги гуманитарного плана ради мира и братства во всем мире” и многие другие.

В довершение всего, 16 октября 1979 года ей была присуждена международная Нобелевская премия мира. Единственное, что сказала мать Тереза, когда ей сообщили об этом: “Я недостойна”. На церемонию вручения премии она пришла одетой в то же дешевое сари, которое было на ней, когда она открывала свой первый приют…



Закат жизни

Многие люди до конца своей жизни будут помнить улыбку матери Терезы. Она улыбалась даже тогда, когда сама болела и страдала от частых сердечных приступов. Когда ей говорили: “Вы очень слабы”, – она отвечала: “Нет, это мое тело очень слабо, а я очень сильна”, и продолжала работу.

6 июня 1983 года, во время визита к Папе Иоанну Павлу II в Рим, мать Тереза перенесла первый инфаркт. В 1985 году ей оперировали катаракту. В 1989 году последовал второй инфаркт, который едва не закончился для нее трагически. Когда ей предложили сделать операцию, она отказалась, сказав, что такое дорогостоящее мероприятие ей не по карману. Но в 1988 году, после тяжелейшего сердечного приступа, ей все-таки вживили кардиостимулятор.

В 1990 году, во время посещения Мексики, она заболела пневмонией, которая дала еще большее осложнение на больное сердце. В мае 1993 года, во время очередного визита в Ватикан, мать Тереза упала и сломала три ребра. А в августе того же года, во время посещения Нью-Дели, она тяжело заболела малярией, которая дала очередное осложнение на сердце и привела к операции на сердечных сосудах. Весной 1996 года мать Тереза вновь упала и сломала ключицу. В ноябре из-за очередного приступа у нее едва не отказало сердце, и ее в критическом состоянии отвезли в госпиталь, где она перенесла третью операцию на сердце. Придя в себя, мать Тереза попросила врачей, чтобы они ей разрешили вернуться домой и умереть так, как умирают бедняки.

5 сентября 1997 года, после ужина, у матери Терезы произошел очередной и последний, забравший ее жизнь инфаркт. Доктору, который пришел слишком поздно, она сказала свои последние слова: “Мне тяжело дышать”. Спустя несколько минут, в 21.30, перестало биться сердце матери Терезы. Ей было 87 лет.

***

Если бы мать Тереза сегодня еще была жива, то ее затертое белое сари мелькало бы сейчас в Чечне, Афганистане, Ираке, Японии и в других точках земного шара, где идут войны, свирепствует голод и царит несчастье.



Комментариев нет:

Отправить комментарий