пятница, 14 ноября 2014 г.

Мученический подвиг Александра Меня





Мне было лет 18, когда в мои руки попала книга Александра Меня «Сын Человеческий». Восемнадцать лет – это возраст больших перемен, больших ожиданий, возраст, когда человек уверен, что он знает и понимает все! Выросши в пятидесятнической среде, я скептически отнесся к книге православного священника (чему он может МЕНЯ научить!?). Однако начав читать, мне пришлось спрятать свою самоуверенность. Мень писал о Христе, как о Ком-то, Кого знал лично!

Когда я читаю книги, я люблю подчеркивать понравившиеся мне мысли. Но «Сын Человеческий» был взят «в прокат» у соседки по площадке. Подчеркивать в чужой книге нельзя. Купить себе тогда я тоже позволить не мог, ибо был беден, как церковная мышь. Поэтому я исписал цитатами Меня зеленый блокнотик средних размеров почти полностью.

Интерес к творчеству отца Александра вспыхнул с новой силой в 2000 году. В тот год мы с моим другом Сашей Ведутовым отдавали долг Украинской державе, служа в альтернативной службе. Пользуясь тем, что Саша жил недалеко от того места, где проходила наша служба, мы часто бегали к нему ужинать. В один из таких вечеров мы включили видеокассету с Пасхальным богослужением 1990 года в московском спорткомплексе «Олимпийский». Похоже было на большую евангелизационную компанию: огромный зал, трибуна в стиле «аля-совок», большой хор на сцене исполнял гимны.

После пения на сцену поднялся Виктор Гамм. Говорил он профессионально, мастерски жонглируя словами. Примеры из истории и науки сыпались как из рога изобилия. Временами, когда Гамм затрагивал темы коммунизма, гонений и положения христиан в СССР, казалось, что он ходит по лезвию бритвы. Такой смелой, эмоциональной проповеди, Москва наверное еще не слышала. Короче, - мастер своего дела!

После его пламенной речи, опять пение.

А потом вдруг объявляют: «с приветственным словом выступит священник Александр Мень». И на трибуну поднялся пожилой человек с бородой и в белоснежной рясе. Не доходя до кафедры, он остановился посреди сцены и начал говорить. Он говорил просто, без пафоса, без выспренних, высокопарных слов. Говорил о том, как умер и воскрес его Друг, Тот, кто очень дорог ему лично. Без всяких примеров и идеологии. Прочел отрывок из Евангелия и сел. Зал молчал. У многих на глазах были слезы. Простота тронула. И нас с Сашей тоже.

А спустя полгода, Александра Меня убили. Зверски, подло, из-за спины. Многое осталось недописанным, недосказанным, незавершенным.


***

Семья Александра Меня принадлежала к подпольной Катакомбной Православной Церкви. О ней подробно написала тетя священника, - Вера Василевская в книге «Катакомбы XX века». Это была Церковь, где когда-то проводился тщательный разбор Нового Завета по домам, где молились вживую, а не по заученному тексту и где крестили полным погружением. Глубокую веру и любовь к Богу, маленькому Алику привили с молоком матери. 

Алик Мень с матерью

Никто не планировал специально для него судьбу священника, но любить живого Бога, его учили с детства.

Став старше, Александр, прячась от глаз всевидящего НКВД, стал приходить на встречи по разбору Библии, которые проходили у ученого-антрополога Бориса Васильева. В самые тяжелые 30-е годы, Борис Александрович тайно принял священство в Катакомбной Церкви. Вместе с женой, он регулярно устраивал у себя на квартире лекции по культуре и религии. Кроме того, там вместе читали Новый Завет. И естественно, Алик Мень всегда был желанным гостем в этом доме. Встречи с этими христианами – интеллигентами очень обогащали его, и способствовали развитию духовных и интеллектуальных способностей.

Как и многие московские семьи, семья Алика в это время жила в коммунальной квартире. В тесной однокомнатной  квартире, жили пять человек: папа, - Владимир Григорьевич, мама, - Елена Семеновна, Александр, его брат Павел и тетя Вера Василевская. Алик отгородил ширмой свой угол, где стояла кровать и тумбочка, битком набитая книгами, и превратил его в небольшой кабинет. С вечера он готовил себе расписание того, чем он планировал заниматься на следующий день, и ложился спать в девять часов, какие бы гости или интересные радиопередачи ни искушали его. Вставал он очень рано, и, пока все спали, читал.

От обучения в школе он сохранил довольно мрачные впечатления. Учился он довольно посредственно, перебиваясь тройками. Сидя на последней парте, Алик проделывал дырку в крышке парты и читал.

К 10-му классу Александр прошел самостоятельный курс семинарии. Много читал трудов Отцов Церкви, таких как: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, блаженный Августин и т.д. С 50-х годов познакомился с трудами Николая Бердяева, Владимира Соловьева, который стал одним из его любимых авторов.

После окончания школы в 1953 году, Александр поступил в Московский Пушно-меховой институт. Выбор был продиктован любовью к биологии. Еще в школе, он сбегал со скучных уроков в зоопарк, чтобы рисовать животных. Сначала поступил на заочную форму обучения, но уже со второго семестра его перевели на очную. Учился отлично, с воодушевлением.

В 1955 году, когда Мень был на третьем курсе, институт закрыли и всех студентов перевели в соответствующий институт в Иркутск. Там Александр прожил три года.

В 1956 году Александр женился на студентке Наталье Федоровне Григоренко.


Живя в Иркутске Александр еженедельно самостоятельно занимался в общей библиотеке, «где доводил свое образование до нужной полноты». Прошел почти весь курс Духовной Академии. Параллельно с учебой работал в епархиальном управлении истопником. Работал под землей, чтобы никто не заметил. Но когда об этом все же узнали в институте, случился большой скандал. И хотя Александр сдал все государственные экзамены, к защите диплома его не допустили. Несмотря на то, что в знак протеста две группы объявили забастовку, 6 марта 1958 года, студента Александра Меня выгнали из института. «У нас есть верующие, но ты – это уже ни в какие ворота не лезет», - сказал ему ректор. Так закончилось его официальное светское образование.

Свое внутреннее обращение, отец Александр описывает в письме к Зое Маслениковой:

«…в какой-то момент пришло то, что можно назвать «обращением». Это случилось где-то на рубеже детства и юности, когда я очень остро пережил бессмысленность и разрушимость мира… И тогда явился Христос. Явился внутренне, но с той силой, какую не назовешь иначе, чем силой спасения

Тогда же – это было больше тридцать лет назад – я услышал зов, призывающий на служение, и дал обет верности этому призванию. С тех пор оно определяло все мои интересы, контакты и занятия. Вместе с этим пришло и решение стать священником. Это самое большее, что я могу рассказать.

Неисчислимое количество раз я узнавал Руку, ведущую меня. Ее действие проявлялось даже в мелочах. Это напоминало камни мозаики, ложащиеся на заранее приготовленный рисунок. А над всем – если выражаться выспренним языком – светила звезда призвания».

1 июня 1958 года, на праздник Троицу, священником Макарием (Можайским) Александр Мень был рукоположен на служение диакона и направлен в приход села Акулово (возле станции Одинцево, под Москвой). Там он прослужил два года. Это было временем настоящего испытания его веры. Условия для жизни были невероятно трудными, а нищенских средств катастрофически не хватало. С женой и годовалой дочкой отец Александр поселился в старом, обветшалом доме. Верующих в приходе было мало. В этом же году Александр Мень поступил в Ленинградскую Духовную семинарию.

1 сентября 1960 года, в Донском монастыре, епископом Стефаном (Никитиным), Александр рукоположили в священники. 

Сразу же после рукоположения, он был назначен вторым священником в Алабино, а через год – настоятелем. Здесь отец Александр прослужил четыре года.

В 1964 году Уполномоченный Совета по делам Православной Церкви по Московской области вызвал отца Александра и сообщил, что он переведен в Церковь близ станции  Тарасовка, по Ярославской ж.д., где прослужил вторым священником шесть лет.

Число людей, приезжавших послушать вдохновенные евангельские проповеди отца Александра и поговорить с ним, неуклонно возрастало.

С 1964 по 1968 год учился в Московской духовной академии. Защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Элементы монотеизма в дохристианских религиях и философии».

В 1970 году отец Александр Мень в связи с постоянными доносами настоятеля храма в Тарасовке Серафима Голубцова, вынужден был тайно перевестись в Сретенский храм, в Новой Деревне, под Москвой, куда давно стремился и где провел основные годы своего служения, вплоть до самой смерти.

Храм Новой Деревне, который стал последним в служении Александра Меня, посвящен встрече (сретенью) человека с Богом. Отсюда и название храма – Сретенский. Он был воздвигнут в 20-х годах, в самый разгар антирелигиозной пропаганды.

Настоятель Сретенского храма отец Григорий (Крыжановский) относился к отцу Александру с глубоким уважением, называл «нашим Златоустом», предоставлял ему полную свободу действий и всегда приходил послушать проповеди. К тому времени он был уже весьма преклонного возраста, поэтому Мень трудился за двоих. Это было самое спокойное время. Но вскоре отец Григорий, которому было далеко за девяносто умер, и в храм из Егоровска прислали нового настоятеля, который стал первым камнем преткновения на новом месте в служении отца Александра Меня.

«Отец» Иоанн Клименко – явный работник спецслужб, с момента своего поступления на службу, как можно чаще показывал свою неприязнь к отцу Александру Меню называя его и его паству «Али-Баба и сорок разбойников». Перед тем, как отец Александр должен был выходить проповедовать, отец Иоанн выходил из алтаря и внимательно глазами обыскивал каждого прихожанина. Он искал магнитофон или какое-либо записывающее устройство, чтобы потом донести на Александра Меня, куда следует.

Следующий настоятель отец Стефан послужил для священника Александра Меня некоторой «оттепелью». Он был неплохим священником, однако делал сильный акцент на формальность, обрядность, ритуал.


Помимо общей церковной службы, отец Александр создал новую структуру «малых групп», т.е. встречи с прихожанами по домам небольшими группами. Так появились домашние молитвенные собрания по пятницам, детские встречи с красочными библейскими рассказами, вечера разборов и толкований отдельных мест Библии, тщательная подготовка к святому водному крещению и многое другое. Отец Александр считал, что таинство крещения – момент очень серьезный в жизни христианина и поэтому проводил серьезную подготовку к нему. На просьбу прихожан ускорить этот процесс, он отвечал: «Подождите! Когда вы действительно будете готовы, я это почувствую и сам назначу дату крещения».

Он также постоянно напоминал, что молитва неотделима от христианской жизни, что человеческая вера питается молитвой. Он сочинил небольшое практическое руководство к молитве, отпечатал на машинке и давал читать своим духовным детям. «Чтобы обрести силы, мы должны коснуться неба. Не упускайте возможности молиться при любых обстоятельствах», - говорил он.

Все кто знал его, поражался запасу его сил. Он никогда никому не отказывал во встрече, причем к нему можно было прийти без предупреждения. И если он не служил, то все бросал, чтобы выслушать человека. Поток людей, идущих по лесной тропинке к его дому не иссякал. Даже собаки привыкнув к нему, уже не лаяли на «чужих». При большом скоплении людей, умел говорить и отвечать на вопросы сразу нескольких людей одновременно. Только успевал поворачивать голову…

С детства отец Александр научился не терять времени даром. Как только освобождалось место в электропоезде, он садился, доставал из своего портфеля картонную папку, клал на нее чистый лист бумаги и начинал писать. Многие главы из его многочисленных книг были написаны именно там – на сидении электропоезда "Семхоз - Новая деревня".

Однако несмотря на это цена любви Христовой, которая била в нем фонтаном превосходила в нем цену драгоценного времени. Это показал однажды следующий случай.

 Как-то отец Александр опаздывал на службу в храм, попасть в который можно было двумя путями: упомянутым уже электропоездом и автобусом. На электричку он опоздал, а следующая будет идти слишком поздно. Тогда он поспешил на автобусную остановку. Прибежал вовремя – автобус еще не подошел. Стоит он, тяжело дышит после пробежки. Подъехал автобус. Отец Александр хотел уже было садиться в него, как заметил одну из своих прихожанок, которая ехала с дачного участка с нагруженными картофелем сумками. Одна из лямок сумки не выдерживает и, – весь картофель на земле. Отец Александр бросается ей на помощь. Пока собирали рассыпанное, автобус ушел.

Отец Александр, считавший каждую минуту, как будто забыл о времени, когда внезапно возник призыв о помощи. Непосредственная контактная помощь оттесняла помощь заочную. И время растягивалось. Однажды отца Александра спросили, как ему удается все успевать. Он показал глазами на икону и ответил с улыбкой: «А у меня с Богом договор. Я отдаю Ему все, что имею и все свое время, и мне тоже по мере сил удается все успевать».


В 1989 году он был назначен настоятелем в своем приходе. К этому времени количество прихожан в церкви отца Александра превысило несколько сотен. Большинство прихожан было из Москвы и других городов России. Книги отца Александра, распространяемые нелегально, приводили к вере тысячи людей. А чтобы послушать его проповеди люди приезжали из других городов.

Но не все приходящие в Церковь оставались там надолго. Почему? Отец Александр так объяснял это обстоятельство:

«Почему не все люди задерживаются в нашем приходе: потому, что есть проблема решета. Текучесть кадров, как на тяжелом производстве, где мало платят. Можно найти конечно массу причин:

1. Отдаленность храма – многим не под силу так рано вставать.

2. Моя сверхзагруженность – невозможность вести с каждым долгие беседы, в чем большинство нуждается.

3. Налет светскости.

Но мне кажется, есть причина первостепенная. А именно: я ставлю перед каждым прихожанином самые высокие условия веры. Ибо давно и бесповоротно принял эти условия сам. Они конечно же тяжелы, и по земному рассуждению, не выгодны.

Поэтому и течет народ через Новую Деревню, как река через мережу. Но кое-кто остается. Оседает на дно. Ил, муть смывается, а золото остается. Улов все таки, слава Богу есть» (9 ноября 1989).

Рядом с церковью находился деревянный домик, в котором у отца Александра был маленький кабинет, где стоял диван, чтобы он мог там спать и письменный стол для работы. Именно туда приходили верующие к отцу Александру для душевных бесед, исповеди и молитв.

Дома кабинет побольше. В нем – два стола, которые буквально завалены книгами. Хорошая книга – единственный подарок, которому отец Александр мог радоваться просто и искренно, как ребенок.

Равнодушно смотреть на активную религиозную работу, которую проводил священник Александр Мень, власти не могли. Особенно им интересовалось КГБ. Он жил под постоянным наблюдением этого ведомства. В 1964г. он чудом избежал ареста и тюрьмы. Практически на протяжении всего своего служения отец Александр получал угрожающие анонимные письма. Также на него регулярно писали доносы.

С приходом к власти Михаила Горбачева и периода «перестройки», напряжение немного спало. И Александр Владимирович тут же начал активизировать свою деятельность. Он стал подобен скоростному автомобилю, которому резко включили зеленый свет на свободной трассе. И он полетел. Полетел на огромной скорости.

«Не так просто, - писал он в то время в письме одному из своих друзей, - понять того, кто десятилетиями был посажен на короткую цепь… теперь, подобно сеятелю из притчи, я получил уникальную возможность разбрасывать семена. Да, большая часть их упадет на каменистую почву, всходов не будет… Но если после моего выступления пробудится хоть несколько человек, пусть даже один, разве это мало?».

Когда кто-то из друзей пытался предупредить отца Александра, чтобы он был осторожен в чрезмерно-активной религиозной деятельности, священник сказал: «У меня совсем мало осталось времени. Надо спешить. Я должен успеть еще что-то сделать».

в 70-е годы Александр Владимирович Мень был официально приглашен принять участие в издании Брюссельской Библии (ему принадлежат комментарии к Пятикнижию Моисея и книгам Пророков). За границу он в те годы выехать не мог, поэтому работал в Москве.

Отец Александр стал первым священником, который начал регулярно выступать с проповедью Евангелия по радио и телевидению. За этот период относительной свободы, отец Александр принял участие в нескольких телевизионных передачах, а незадолго до гибели ему предложили вести еженедельные передачи по одному из каналов. Записать успели только четыре, и их должны были пустить в начале учебного года. Но… не пустили. Лишь после его смерти стало известно, что ленты, на которых была запись умышленно размагничены.

Конечно же это было из ряда вон выходящее явление для нашей страны того времени, где «так свободно дышит человек». Миссионерская деятельность отца Александра начала раздражать тех, кто был «наверху». На его голову посыпались угрозы, которым он не придавал значения. А зря. Особенно заинтересованные в том, чтобы кто-нибудь не поднял свою голову выше всех и не выделился из «толпы», старались ликвидировать всех, кто думает не так, как все. И такая участь готовилась православному священнику, отцу Александру Владимировичу Меню. Просто грех было не убить его в то время. Промолчи он тогда, может быть он и дожил бы до наших дней, наслаждался жизнью, нянчил внуков. Но он был замешен из другого теста. Поэтому и звучал его голос громко и отчетливо везде, где предоставлялась такая возможность: в клубах и домах культуры, в университетах и школах, на телевидении и радио.

Как-то Митрополит Ювеналий спросил отца Александра, почему он, человек известный и популярный, не выставляет свою кандидатуру на выборах в республиканские и местные Советы.

- «Владыка! - ответил он ему, - когда уж нам заниматься политикой? Мы имеем сегодня возможность день и ночь проповедовать Слово Божье, и я полностью отдал себя этому служению".

Подводя итоги

Наступил 1990 год. Отец Александр возлагал на него большие надежды и мечтал совершить многое. Совместно с католиками и протестантами он принял участие в создании Библейского Общества. Чуть позднее его прихожане при активной поддержке своего пастыря взяли опеку над тяжелобольными детьми из Детской Республиканской клинической больницы в Москве. Отец Александр неоднократно сам бывал в этой больнице, беседовал с детьми, утешал родителей.

Вечером 8 сентября 1990 года, в московском Доме Техники на Волхонке, отец Александр прочел глубокую, содержательную, последнюю для него лекцию на тему: «Христианство». В ней он подчеркнул: «истина - не та вещь, которая дается легко в руки, она действительно похожа на высокую гору, куда надо восходить: тяжело дыша, карабкаясь по уступам, порой оглядываясь назад, на пройденный путь, и чувствуя, что впереди еще крутой подъем».

В конце вечера кто-то сфотографировал его. Эта съемка оказалась последней в жизни отца Александра. С фотографии на нас смотрит покрытый благородной сединой уставший священник в черной рясе с большим белым крестом на груди. На лице запечатлено предчувствие будущей трагедии.
Последнее фото 08.09.90
 Домой в поселок Семхоз, отец Александр возвращался один. Было очень поздно, и на улице была кромешная тьма, т.к. убийцы тщательно готовясь к запланированному разбили все фонари висящие по направлению к дому священника.

Придя домой, взволнованный отец Александр не раздеваясь, так как был, поднялся на второй этаж и во всех комнатах включил свет. Что произошло? Может быть он как-то почувствовал надвигающуюся опасность или убийцы каким-то образом выдали себя. В любом случае тревога отца Александра была не напрасной.

В воскресенье 9 сентября 1990 года, в шесть тридцать утра, так как и всегда раньше, отец Александр вышел из своего дома и поспешил через лес на электропоезд, который примчал бы его в храм, к ожидающим его прихожанам, если бы…

Если бы его не встретили двое неизвестных. Один из них был с топором в руке.

Удар был произведен хладнокровно и профессионально. Топор с легкостью рассек светлую летнюю шляпу и разрубил голову священника. Словно кто-то резко выбил почву из-под ног отца Александра, он рухнул, как подкошенный на траву и потерял сознание. Убийцы схватили портфель с документами и исчезли в тумане.

Пролежав, истекая кровью некоторое время, отец Александр пришел в себя. Не обращая внимания на кровь, фонтаном хлеставшую из раны, забыв про портфель и шляпу, в горячем бреду, он поднялся на ноги и… продолжил путь в храм. Пройдя метров двести, отец Александр вспомнил про портфель. Вернувшись, он начал растеряно, в полузабытье, не обращая внимания на заливающую лицо и глаза кровь, искать утерянное.

Проходящие мимо женщины увидев залитого кровью человека спросили:

- Что вы здесь ищете?

- Портфель, - ответил священник.

- Вам помочь?

- Не надо, я сам, - сказал он и в это время ему стало совсем плохо. Отец Александр решил идти домой.

Странные люди и не менее странен их глупый вопрос. Разве можно, видя истекающего кровью священника с рассеченной головой спрашивать нужна ли ему помощь? Вызови они своевременно «скорую помощь» и его может быть удалось бы спасти.

Тем временем отец Александр подходил к своему дому. Последние силы оставили его. Не дотянувшись до звонка, потеряв сознание он рухнул на калитку родного дома.

В доме в это время суток еще все спали. Жена отца Александра – Наталья Федоровна первой услышала стоны через открытое окно в спальне. Вместе со своей матерью и братом они вышли во двор и не узнали человека лежащего снаружи.

Вернувшись в дом, Наталья Федоровна вызвала карету скорой помощи и чуть позже милицию. Набирая 03, она подумала: «хоть бы мой муж благополучно добрался до храма».

Когда через десять минут она снова вышла во двор, медики уже были на месте происшествия. Наталья Федоровна посмотрела на врачей, которые стояли возле лежащего и тихонько переговаривались между собой.

- Почему вы ничего не делаете? – спросила она и только здесь отворив калитку вышла на улицу и посмотрела в лицо убитому.

***

Как-то отец Александр говорил, что хотел бы умереть в одиночестве. Почему? Может быть, чтобы никто не мешал в последние минуты жизни сосредоточиться на переходе в вечность и встрече с Тем, Кого любил?

Его желание исполнилось. Умер он в полном одиночестве. Около получаса пролежал отец Александр под калиткой родного дома на холодном асфальте. Под ним образовалась большая лужа крови. Отец Александр умер из-за огромной кровопотери.


Узнав о трагедии, прихожане взвалили на свои плечи все расходы и заботы о похоронах. Общим собранием решили перевезти тело в Сретенский храм, где оно и лежало вплоть до 11 сентября. Для перевозки тела, милиция (о, неслыханное издевательство!) предоставила пуленепробиваемую машину. Парадокс. Гонимый и презираемый при жизни, отец Александр удостоился пуленепробиваемой кареты после смерти. Немного не вовремя охрану обеспечили.

Похороны состоялись 11 сентября. Лицо белое – без единой кровинки улыбалось.

Возле дорожки на станцию «Семхоз» стоит табличка с надписью: «На этом месте 9.IХ.1990 г. Принял мученический венец отец Александр Мень».

Круглый год кто-то приносит на это место свежие цветы. Даже зимой.



Из проповедей Александр Меня

Мы пришли из тайны, чтобы возвратиться в тайну

***

У детей встреча с Богом – личная. Вы им сколько угодно можете рассказывать о Боге, а откроют они  Его самостоятельно

***

Истинная наука – религиозна, истинная религия – научна

***

Нужно стремиться к невозможному, но ставить перед собой реальные цели

***

Церковь Христова потому и существует и развивается, что Христос стоит внутри нее. Заметьте, что Он не оставил христианству ни одной написанной строчки. Он не оставил нам скрижалей. Он не образовал ордена.

Но он сказал: «Я с вами остаюсь во все дни до скончания века». Когда они чувствовали, что расстаются с ним, Он произнес слова: «Я не оставлю вас сиротами, но приду к вам». И это продолжается и происходит сегодня. Весь глубочайший опыт христианства строится только на этом.

***

Да, мы должны прилагать усилия, да, мы должны бороться с грехом, да, мы должны стремиться к самосовершенствованию - помня, что сами себя за волосы мы вытащить не сможем

***

Христианство, - это не сумма догматов и моральных заповедей, а в первую очередь это сам Иисус Христос

***

Мою паству составляют «Пациенты», «Бегущие по Волнам», и «Соратники»

***

Иной грешник думает, что наказание должно последовать за прегрешением, как будто он в трансформаторную будку залез и его сейчас током убьет. На самом деле это не так. Грех оскорбляет любящего Бога…греша, мы Его обижаем

***

Бог дал нам свободу, чтобы мы выбрали настоящий путь!

***

Россия потеряла тысячи храмов из-за того, что не молилась в них, а отстаивала службу ногами… Разрушенные храмы – следствие блудодеяний в них на протяжении многовековой истории. Я уверен, что ни один храм не был закрыт без воли Божией. Церковь всегда отнималась у недостойных… Нужно бороться не с атеизмом в первую очередь, а с лжехристианством внутри каждого из нас


Комментариев нет:

Отправить комментарий