пятница, 7 ноября 2014 г.

Список Ирены Сендлер






«Не смейте называть меня героиней! Герои совершают выдающиеся подвиги. То, что делала я, не было исключением. Это было в порядке вещей. На моем месте так поступил бы каждый нормальный человек. Каждый ребенок, спасшийся с моей помощью, а также с помощью других людей, которых уже нет в живых, - причина моего существования на земле, но не причина для славы» (Из интервью для газеты «The Independent» - 14.05.2008)

В апреле 2009 года на американские телеэкраны вышел фильм режиссера Джона  Харрисона «Храброе сердце Ирены Сендлер». И хотя Голливуд не часто балует своих зрителей «вкусными» картинами, эта оказалась очень даже ничего, - весьма трогательной и правдивой. Фильм повествует о молодой полячке, которая, каждый раз подвергая себя смертельному риску, спасала еврейских детей во время оккупации Варшавы…
 

***
Ирена Сендлер (в девичестве – Кшижановска) родилась 15 февраля 1910 года в небольшом польском городке Отвоцк. Ее отец был врачом и, наблюдая за его работой, Ирена училась милосердию и состраданию. Ирена часто любила вспоминать его напутственные слова, сказанные незадолго до его смерти: «Если ты видишь, что кто-нибудь тонет, нужно попытаться его спасти, даже если ты не умеешь плавать.

Ирена была, как говорила в последствии её подруга: «самоотверженна по рождению, а не образованию». Везде и всегда она вставала на защиту несправедливо обиженных и оскорбленных. И тут, как говорится, в ней пели сольную партию гены. Её прадед, - польский повстанец, - был сослан в Сибирь из-за политических разногласий. Ее отец Станислав Кшижановски, - заведующий больницей и врач с большой буквы, умер от сыпного тифа в 1917, заразившись от пациентов, которых все остальные врачи наотрез отказались лечить… 

Еще в ранней юности, Ирена встала за защиту евреев, когда ее подругу-еврейку избили молодые парни из националистической организации. Тогда, в знак протеста, она зачеркнула в своём студенческом билете пункт, который позволял ей сидеть на «арийских» местах. В лекционных залах Варшавского Университета, где Ирена изучала польский язык и литературу, она и её единомышленники намеренно садились на скамьях «для евреев», которые располагались в конце аудиторий. За этот поступок Ирену отстранили от учебы на три года... После этого еврейская община Отвоцка предложила материальную помощь ее матери для оплаты образования молодой Ирены.

 Безусловно, антисемитские настроения были широко распространены в Польше еще задолго до войны.  Израильский премьер-министр Ицхак Шамир (1983-1992) говорил, что поляки питали антисемитизм с молоком матери. Еще до Второй мировой войны на территории Польши было совершено множество еврейских погромов. Существовал запрет для евреев занимать государственные должности. Евреям был затруднён доступ к кредитам. Евреев практически полностью исключили из системы образования (на всю Польшу насчитывалось лишь 11 профессоров-евреев, работающих в университетах). Для студентов устраивали «Дни без евреев», когда учащихся этой национальности изгоняли из университетов.


 Особенно ярко антисемитизм заколосился во время войны. Поляки охотно сотрудничали с нацистами или же пассивно наблюдали, как истреблялись евреи. В 1945-47 гг. в Польше неоднократно происходили нападения на евреев, затем погромы. Именно Польша печально знаменита ставшими известными на весь мир Концентрационными лагерями смерти Аушвиц-Биркенау, около города Освенцим, в 60 км к западу от Кракова и Треблинка, недалеко от одноименной деревни, расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Именно в Польше, в городе Пётркув-Трыбунальский в октябре 1939 года было создано первое гетто для евреев за период Второй мировой войны. Всего по разным данным было создано от 800 до более 1000 гетто, в которых содержалось не менее миллиона евреев.

Одним из самых знаменитых было, несомненно, Варшавское гетто, в четырех км.2 которого содержалось более 450 000 евреев. Нищета, антисанитария и полуголодное существование (ежемесячная порция хлеба была два килограмма) создавали все условия для высокого порога смертности и распространения болезней. Именно оттуда, молодая сотрудница варшавского Управления здравоохранения и активистка движения сопротивления «Жегота», Ирена Сендлер, по прозвищу Иоланта вывезла 2500 еврейских детей. 


 Об этом подвиге мир узнал относительно недавно, - только в 1999 году, когда четыре американские школьницы из деревенской школы Арканзаса раскопали информацию про «Шендлера в юбке», ища «слезную» тему к празднованию «Дня истории». В то время поисковые системы в интернете давали ссылку всего лишь на один сайт с упоминаем имени Ирены Сендлер. Это была статья из газеты «US news and world report» за 1994 год (теперь их более, чем 300 000). Девочки думали, что Ирена Сендлер умерла и искали место, где она похоронена. Но к своему удивлению и восторгу обнаружили, что она жива и живет в однокомнатной квартире в центре Варшавы. Школьницы поставили пьесу под названием «Жизнь в банке», которая с успехом шла на сценах США, Канады и Польши более 200 раз. В мае 2001 года они впервые посетили Ирену в Польше и через средства массовой информации сделали ее историю известной всему миру...

***
Начиная с конца 1940 года, под предлогом санитарной проверки, Ирена и ее товарищи регулярно проникали в Варшавское гетто. Нацисты, опасаясь распространения сыпного тифа, эпидемия которого могла бы угрожать и немцам, позволили группе молодых поляков проходить на территорию гетто для дезинфекций и прививок. Пользуясь каждым удобным случаем, Ирена прятала и вывозила детей под брезентом в кузове медицинского грузовика или на трамваях, возвращавшихся порожняком на базу. Тех, которые постарше, она выводила по коллекторам канализации, окружавших гетто. Плачущих голодных младенцев, Ирена обкалывала седативными препаратами и выносила в ящике из-под медицинских инструментов. А один раз даже спрятала ребенка у себя под юбкой. Кроме того, активисты всегда держали возле себя собаку, специально обученную лаять, когда машина покидала территорию лагеря. Лай заглушал шум или плач, издаваемый малышами. Детям, благополучно покинувшим пределы гетто, давали новые имена и размещали в детских домах, больницах, в семьях сочувствующих и женских монастырях. Тех детей, кто умел говорить, учили креститься, так, чтобы не вызывать подозрений в их еврейском происхождении. 

Операции были рассчитаны по секундам. Один спасенный рассказывал впоследствии, как он, затаившись, ждал за углом дома, пока пройдет немецкий патруль, потом досчитав до 40-ка, стремглав побежал к канализационному люку, который к этому моменту приоткрыли снизу.

Ирена со слезами на глазах вспоминала, перед каким страшным выбором ей приходилось ставить матерей, которые отдавали ей своих детей. «Я была свидетельницей ужасных сцен, когда, например, отец соглашался расстаться с ребенком, а мать нет. Иногда нам приходилось оставлять такие семьи в покое, не забирая у них детей. Но на следующий день мы приходили и узнавали, что эту семью уже отправили в печь...» 

Данные на всех спасенных детей Ирена записывала в специальный список, который хранила в стеклянной банке, закопанной у нее во дворе под яблоней, надеясь после войны разыскать родственников детей. 
    
20 октября 1943 года, Ирена Сендлер была схвачена гестапо по анонимному допросу. Одиннадцать нацистов пришли арестовывать хрупкую женщину. Ирену держали в тюрьме Pawiak, где ее жестоко пытали, переломали обе руки и ноги, и в конечном итоге приговорили к смертной казни. Узнав об этом, активисты «Жеготы» подкупили охранников, которые сопровождали ее к месту казни. Несмотря на то, что в официальных документах она была объявлена казненной в начале 1944 года, до конца войны Ирена жила под вымышленным именем и продолжала помогать еврейским детям.

После войны Ирена раскопала свой тайник с данными о спасенных детях и пыталась найти их родителей. Однако большинство их погибло в концлагерях.

***
После установления в Польше коммунистического режима, Ирена Сендлер подвергалась преследованию со стороны властей Польской народной республики за ее сотрудничество с Правительством Польши в изгнании в Лондоне и Армией Крайовой, которая считалась тогда марионетками империалистов. В 1948 году, как раз тогда, когда проходили изматывающие допросы, и ей даже грозил смертный приговор, Ирена Сендлер была на последнем месяце беременности. Не выдержав ни физических, ни психологических нагрузок, она потеряла долгожданного второго ребенка.

После образования в мае 1948 года государства Израиль, израильское правительство неоднократно приглашало Ирену Сендлер посетить страну. Но из-за политических разногласий, Ирена долго оставалась в «невыездном» статусе. Польское правительство не выпускало Ирену из Польши, ни за какие коврижки. 

Дети Ирены Сендлер также почувствовали на себе отношение правительства к матери. Когда они пытались поступить в университет, то принять на дневное отделение их отказались. 
 
Ирена смогла посетить Израиль только в 1983 году, после падения коммунистического режима и смены правительства, где в память о ее подвиге на Аллее Праведников мира в национальном мемориале Холокоста «Yad Vashem» в Иерусалиме, было посажено дерево. Это место ежегодно посещает более миллиона человек.


 
А свою первую награду, как знак материального признания, она получила лишь за пять лет до смерти. В 2003 году, Ирена Сендлер была награждена высшей наградой Польши, - орденом Белого Орла. А в 2006 году, президент Польши Лех Качиньский, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и ряд организаций памяти Холокоста выдвинули ее кандидатуру на соискание Нобелевской премии мира. Но комиссия посчитала, что премию необходимо присудить Альберту Гору за поднятие проблем глобального потепления. Нобелевский комитет предпочел сомнительную экологическую проблему ежедневному риску и спасению 2500 детей! В 2007 году, Ирена также была награждена международным орденом улыбки.

Последние годы своей жизни Ирена Сендлер провела в частном санатории Елизаветы Фиковской (Варшава), которую она спасла в июле 1942 года. Сендлер вынесла пятимесячную Фиковскую в ящике с плотницкими инструментами, предварительно обколов успокоительным.

Так много перенесшая Праведница с большой буквы скончалась 12 мая 2008 года в возрасте 98 лет. 



Из 6 миллионов евреев, замученных нацистами, около 1.5 миллионов были дети. Но какой-то, хотя не большой части детей удалось спастись благодаря таким благородным людям, как Ирена Сендлер. 

Много это - 2500 человек или мало? 

Читателя, не слишком искушенного в сентиментальности эта сумма не впечатлит. Каждые 8 секунд в мире умирает человек в результате заболеваний, связанных с недостатком питания. За год, согласно статистике умирающих от голода «набегает» около сорока миллионов. Сама Ирена количество спасенных ею считала весьма недостаточным. Она говорила: «Я до сих пор чувствую себя виноватой, что я не сделала больше». Кроме этого, она чувствовала, что была плохой дочерью, рискуя жизнью пожилой матери, плохой женой и матерью, отдавая свое время то спасению детей, то попыткам устроить их дальнейшую жизнь, то впоследствии допросам. «Какие грехи Вы приняли на вашу совесть, мама?» - спрашивала ее маленькая дочь...

Комментариев нет:

Отправить комментарий